Главная О компании Новости Эффективный дизайн для флексографии

Эффективный дизайн для флексографии

Все новости
21.04.2017

Чтобы товар хорошо продавался, его упаковка должна быть особенной. Уникальность упаковки может достигаться за счет использования необычного цвета, оригинального графического решения, ручной отрисовки или использования художественной фотографии. Все это, как правило, ведет к дополнительным расходам, но, если достигается разумный баланс цены и качества, можно быть уверенным в эффективности вложенных средств. Поэтому так важен этап разработки оригинал-макета будущей упаковки.

Давайте отвлечемся и вспомним, как вообще развивалась флексография. Точную дату появления флексографии определить сложно, первые упоминания были еще в 19 веке, но наибольшее развитие флексография получила в 50-е годы прошлого века, это было обусловлено появлением новых воспринимающих поверхностей – полимерных пленок. На фоне того, что в 1930-е годы начали появляться супермаркеты – магазины нового типа, не требующие присутствия продавца, возросло количество продуктов, которые выставлены в таких магазинах, но контакт продукта с потребителем осуществляется только через упаковку. Возникла необходимость в большом количестве относительно недорогой, функциональной и эффектной упаковки для товаров самого различного диапазона, от кондитерских изделий до строительных материалов. Все это могла дать флексопечать.

Конечно, технологии того времени были далеки от совершенства, и часто такая печать была похожа на печать ребенка резиновыми трафаретами. Краски почти не могли смешиваться, о печати фотоизображений не могло быть и речи, но все определяла цена вопроса, а здесь флексопечати не было равных. Глубокая печать, способная справиться с задачей печати на пленках и фольге, имеет смысл только при очень больших тиражах. Стоимость форм здесь гораздо выше, т.к. это требует гравировки металлических цилиндров. Для флексографии формы делают из более дешевых полимерных материалов. Здесь можно точнее подобрать размер, эффективнее использовать материал.

Сегодня, глядя на упаковку тех лет, напечатанную флексоспособом, не перестаешь удивляться таланту художников и мастерству печатников тех лет. Минимальными средствами они добивались прекрасных результатов. Дизайны некоторых упаковок дошли до наших дней в почти неизменном виде, при этом они не теряются на фоне современных дизайнов, это говорит о необычайном мастерстве художников и печатников, которые смогли перенести такой дизайн на материал.

Некоторые этикетки фабрики Крупской используют ретро-макеты, чтобы вызвать чувство ностальгии. Например, шоколад «Особый». И не случайно сейчас обращение к теме ностальгии, сегодня это стало трендом, существует много этикеток, которые объединены темой «Сделано как раньше».

Одним из ярких примеров развития печати является создание упаковки с окном на металлизированной пленке. Раньше прозрачное окно можно было сделать только на прозрачной пленке, оставив участки без краски. А сейчас на Конфлексе методом реверсной металлизации могут сделать упаковку с прозрачным окном, как бы вырезанным в металле.

Технология совершенствуется. Флексомашины конечно очень изменились за последние годы, высоколиниатурную флексопечать теперь сложно отличить от глубокой печати. Но, как  и раньше, требования к макету для флексопечати остаются специфическими. Каждый дизайнер, занимающийся упаковкой, рано или поздно с этим сталкивается, поэтому очень важно наладить взаимодействие с дизайн-студией или службой допечатной подготовки в компании, где печатается упаковка.

Размер и растискивание точки растра во флексографии выше, чем в офсете. Обрыв растяжек цвета на 2%. Сложность передачи полутонов в светлых изображениях. Ограничение использования пантонных цветов, связанное с количеством валов на печатной машине. Сложность обеспечения правильной цветопередачи. Ограничения по работе со шрифтами: невозможность использования мелких серифных шрифтов, ограничения по размеру шрифтов в выворотке. Необходимость треппинга, который во флексографии играет важную роль и почти в 2 больше, чем в офсете. Все это особенности, которые должны быть учтены при работе с флексопечатью уже на этапе разработки макета.

Также необходимо учитывать, что все флексомашины разные, и кроме того характеристики меняются в зависимости от износа оборудования. Поэтому так важно как можно раньше установить взаимодействие с типографией, где будут печататься макеты, – от этого зависит 80% успеха.

Современные репроцентры располагают специальными программами для обработки файлов и, что очень важно, оборудованием для вывода цветопробы. Оборудование, откалиброванное под печатные машины, может дать правильное представление о цвете в будущем тираже. Консультируйтесь у специалистов репроцентра. От этого зависит конечный результат работы дизайнера.

Необходимо также учитывать специфику материала (фольга, прозрачная пленка, бумага, частичное использование белой подложки), так как он может усилить эффект от дизайна или нейтрализовать при неправильном сочетании.

В этом плане печать на белом фоне имеет свои минусы. Дизайн, который хорошо смотрится на экране и на бумаге, может проигрывать при недостаточной плотности белой пленки или белой заливки. В таких случаях все специалисты, вовлеченные в процесс, должны быть очень внимательными. Учитывать прозрачность белой пленки и плотность белой краски.

Примером разработок технологичного дизайна было сотрудничество в начале двухтысячных дизайн-студии типографии Конфлекс и ростовской фабрики «Рабочий». Совместно было разработано и напечатано несколько серий упаковок для мыла: «Шелк и бархат», «Ботаника», «Семь вершин», «Детское».

Каждый раз на этапе разработки макетов решалась не только художественная, но и технологическая задача. Это позволило достичь максимального разнообразия в серии, совместив макеты в один тираж и не потерять при этом качества готового продукта

Серия «Ботаника» представляла из себя упаковку для мыла эконом сегмента. Всего было 9 наименований. С одной стороны, они должны были отличаться друг от друга, с другой иметь возможность печататься одним тиражом. Т.е вписаться в 8 печатных валов по цвету. Максимальный эффект был достигнут минимальными средствами. Упаковка была решена в стиле ретро графики. Все растения были для этого отрисованы вручную. Далее на компьютере были сделаны необходимые заливки цвета контура. При таких «ретро» макетах не могло быть проблем ни при допечатной подготовке, ни при печати. На первой же профессиональной выставке «БЫТХИМЭКСПО» упаковка вызвала интерес и одобрение у потенциальных покупателей и заказчиков. Такой макет вполне актуален и в наши дни, когда снова в тренде ручная отрисовка макетов. И идея ценится больше технологии. Не случайно в моде хенд-леттеринг (ручная отрисовка шрифтов или текстовых фрагментов). Тема ботаники была и будет популярна всегда.

В случае с «Шелком и бархатом» три уникальных оттенка подбирались путем печати растровых изображений пантонами. При внешней простоте макета были задействованы 7 пантонов, и подгонка по цвету при печати была необходима. Двумя пантонами печатался каждый из трех оттенков шелка + бронза, в итоге использовались 7 печатных валов для трех макетов

В 2003 году серия упаковок для элитного мыла «Семь вершин» получила почетный диплом конкурса «Этикетка – Русский стиль 2003» в номинации «Дизайнерская разработка и полиграфическое исполнение этикеточной продукции». Восточная тематика была обыграна за счет использования  в фоне фактуры и цвета китайского шелка. Семь оттенков цвета отражали семь настроений. Достигалось это 4 цветами CMYK и двумя пантонами – оранжевым и фиолетовым. Коллекция оказалась очень технологичной при внешней выразительности.

Такой подход актуален и сегодня. Оригинальные решения дизайнеров для упаковки, отпечатанной флексоспособом, могут меняться внешне, в зависимости от веяний времени, от барочного золота до экологичной простоты, но суть остается той же. Нужно помнить о технологии и использовать ее возможности для достижения успеха.

В каком бы стиле ни была выполнена разработка дизайнеру всегда следует помнить, что в конечном итоге его работа должна хорошо смотреться при формировании пакета, а также иметь привлекательный вид на полке магазина. 

Все новости
Печатаем мир. Не отличишь, пока не потрогаешь!
Наверх